Close

Художественное выражение Жизни

Я раньше не могла объяснить то, что чувствовала, смотря на картины. Ну просто одни нравились, а другие нет. Потом появилось ощущение, что в одних есть жизнь, а другие мертвы. Причем, это никак не зависело от сюжетов, персонажей, цветовой гаммы, стиля живописи…

Вот как-будто в одних есть кислород, а в других нет.

То же происходило и с скульптурой и с фотографией. Наверное потому что в застывшем моменте трудно сохранить жизненное начало.

До сих пор у меня перед глазами стоит одна скульптура из Эрмитажа, которую я увидела в 15 лет. Это была «Голова мертвого галла».  В ее молчаливом крике было столько энергии, каких-то видений, мыслей, решений…

Тогда я это не понимала. Просто стояла около часа завороженная и потом несколько раз возвращалась к этому месту.

Позже, я обнаружила себя в одной из прошлых жизней, юношей, погибающим на поле сражения. Возможно, скульптура была порталом, соединившим меня с той личностью. Но, думаю, что дело не только в узнавании.

Скорее, в совпадении частот эмоций, с которой автор создавал произведение и заложил в него, и моего восприятия. Вот этот резонансный всплеск и породил незабываемые ощущения сопричастности.

Прошли годы, а я до сих пор руководствуюсь критерием оценки истинного искусства на основании того впечатления. Если есть резонанс, то ты как бы залипаешь в связи с произведением. Ты можешь его рассматривать часами. Оно тебе не надоедает, а, наоборот, постепенно раскрывает скрытые смыслы. Суфии говорят о снятии вуалей. Говорят, их может быть до 40…

Недавно открыла для себя книгу «Поэтика фотографии». И здесь наконец-то познакомилась с тем, как то, о чем я говорила выше, трактуют искусствоведы и ценители искусства.

М. Алпатов в «Этюдах по истории западноевропейского искусства» пишет о «способности художника превратить покрытый красками холст в подобие жизни, в образ, в котором в предметах открываются их внутренние силы»…

Любая вещь для художника полна жизни: в предметах они ощущают энергию, почти осязаемую благодаря беспокойной динамике линий.

Вот эта динамика линий, выдавая скрытую энергию, и было то, что отличало для меня хорошую работу от плохой. Работу мастера от работы ремесленника-копировщика-тиражиста.

Читая книгу, я с удивлением для себя обнаружила, что мой взгляд на фото стал более осмысленным. Я стала видеть оттенки и нюансы произведения так же, как я вижу оттенки человеческих эмоций в своей расстановочной практике.

Интеллект — это не только способность решать разнообразные задачки. Это в первую очередь способность различать все более тонкие нюансы и оттенки. И это может быть от словарного запаса и оттенков цвета, до чувствования малейших изменений в настроении людей. То же касается и светоживописи.

Мне очень интересно рассматривать цветные фото, переведя их в черно-белый вариант. Тогда цвет пропадает и остается только свет, который и есть носитель энергии жизни. А цвет всего лишь дополнение к основному блюду…

Еще я стала видеть пространства на фотографии. Я давно интересуюсь темой пространств. даже мой сайт посвящен различным пространствам. Но я никогда не думала, что именно фотография поведет меня в распаковку смыслов этих пространств.

Хочу показать вам фото, которое меня заворожило, не смотря на его будничность.

Что вы видите здесь? Кто-то увидит просто папу с коляской. Для кого-то знакомым окажется место в парке Шевченко в Харькове. Кто-то скажет, что папу отправили на прогулку с дочкой…

Но если человек обладает эмоциональным интеллектом, то он почувствует, как папу просто втягивает в коляску дочери сильнейшая эмоциональная связь. Как папа с дочкой образуют отдельное плотное пространство. Они — точка сборки фото, а остальное воспринимается как фон.

Но если фото рассматривать дольше, то пространство вокруг постепенно начнет наполняться отдельными смыслами. И тогда мы увидим других людей. И нам захочется рассмотреть пространство каждого из них. И плотность энергии пары — папа-дочь позволит предположить, что вокруг еще трех персонажей тоже есть свое индивидуальное пространство жизни.

И тогда захочется понять, что они здесь делают, о чем думают, что выражают их позы, какие эмоции от них расходятся в пространство парка…

И дальше приходи понимание, что есть пространство города, страны, земли… Что это все земляне, люди.

Мы можем менять точку- сборки до бесконечности. Фотография будет распаковывать новые смыслы. И это мне нравится гораздо больше, чем просто фотографировать.

У меня нет склонности к постановочным сюжетам. Я люблю фиксировать жизнь как есть и потом изучать ее отражения в себе, выделяя новые грани.

Вот так же, как и в этой фотке.

Снимала я просто понравившуюся мне скамейку.

Теперь папа с коляской — фон, а главная героиня скамейка. И теперь все зависит от точки сборки настроения смотрящего. То ли скамейка завалится от старости, то ли тряхнет стариной, взбрыкнет и весело, как молодая, поскачет  вприпрыжку по парку. И может она по дороге развалится, но успеет прочувствовать ветер «в лицо» и новый смысл жизни…

И эти две точки зрения как будто слышны в диалоге двух деревьев на заднем плане, которые гораздо старше скамейки и знают ее очень давно… Они видели множество людей, сидящих на ней раньше, видели дворников, убирающих падающие листья… И вот мы уже смотрим на мир глазами этих деревьев и они тоже становятся персонажами с отдельными пространствами…

И это все благодаря жизни, которая течет через нас и эту картинку и ее персон… Да здравствует человеческое воображение и поэтика «возможной реальности»…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© 2024 Пространства Жизни или Путь к Себе | WordPress Theme: Annina Free by CrestaProject.